Основатель стиля вадо-рю

Часть вторая. Где нашёл, там и потерял

Однажды (дело было в 1922 году) Хиронори заинтересовала заметка о посещении крон-принцем Хирохито острова Окинавы. В газете упоминалось о том, что на официальной церемонии окинавцы демонстрировали ему старинные танцы и неизвестное деселе искусство "туди" или "каратэ". Оцука был заинтригован. Ему ещё не приходилось видеть такого стиля. Но приезд некоего школьного учителя Гитина Фунакоси в Токио обещал быть интересным, ведь пригласили его как раз для демонстрации этого самого "каратэ".
Выяснив, когда и где пройдут показательные выступления приезжего учителя, Оцука пришёл на презентацию. И ему очень понравилось то, что показал мастер Фунакоси. Вскоре он уже прилежно посещал тренировки в Мэйсэйдзюку додзё (Фунакоси жил и преподавал в Мэйсэйдзюку - общежитии студентов, выходцев с Рюкю). Дружба с мастером стала отправной точкой создания стиля Вадо-рю, который появился спустя много лет… А пока Хиронори занимался и размышлял, как лучше объединить в единую систему технику дзюдзюцу и каратэ. Он даже появился на фото в книге Гитина Фунакоси "Каратэ-до Кёхан", которая была опубликована в 1935 году.


Несколько приёмов из "Каратэ-до Кёхан"


В сентябре 1924 года Оцука сопровождал Фунакоси во время их визита в зал для занятий кэндо, что располагался в университете Кэйо. С собой у них было рекомендательное письмо от профессора Касуи, поддержкой которого они заручились. В этот самый, момент, когда они прошли в додзё, занятия вёл мастер кэндо и дзюдзюцу Ясухиро Кониси. Он поинтересовался, чем незнакомцы собираются заниматься. Он никогда прежде не видел Рюкю кэмпо тотэ-дзюцу, как назвал своё искусство мастер Фунакоси, поэтому и попросил продемонстрировать, что это такое. Кониси тоже загорелся идеей заниматься каратэ и вскоре при его помощи был основан первый студенческий клуб каратэ. Первый и в Японии, и, естественно, в мире.
Со временем каратэ стало набирать популярность. Вместе с дзюдо оно постепенно вытесняло дзю-дзюцу, поэтому Оцука сосредоточил своё внимание на пропаганде каратэ. Но в скором времени он начал также консультироваться у Кэнвы Мабуни, который в 1928-29 годах жил в Токио, о значении тех или иных движений ката: Фунакоси был не в состоянии объяснить многое, а понимать суть для Оцуки было очень важно.
В то время он работал в Кавасаки-банке в квартале японской столицы Симодатэ. Но, когда в 1925 году умерла его мать, он уволился. Несмотря на то, что много времени приходилось уделять организационной работе по пропаганде каратэ, он продолжил работать по специальности врача, лечащего спортивные травмы. И в это же время он основал ряд клубов в столичных вузах, таких как токийский университет (1929 год) и Колледж зубных врачей.
Оцука мечтал съездить на Окинаву, но Фунакоси отговорил его. Конечно, "основателю современного каратэ-до" было совершенно невыгодно , чтобы его ученики, посетив "колыбель" этого грозного воинского искусства, выяснили, каким бывает уровень многих других мастеров, среди которых Фунакоси не блистал. Причиной разрыва Оцуки и Фунакоси могла стать и та история, которую рассказывает Дзиро Оцука, сын мастера. По увольнении из банка Оцука получил довольно большое выходное пособие, из которого часть потратил на уплату членских взносов за занятия в группе Фунакоси, а оставшиеся деньги хотел оставить на постройку додзё для своего наставника. И он, и другие ученики копили деньги. Старшему сыну Гитина, Гийэю Фунакоси, требовались деньги, и немалые. Вот только не на постройку зала. Он много проиграл в азартных играх, поэтому выпрашивал взаймы у Оцуки. Тот собрал старших учеников и спросил у них, что бы каждый сделал в такой ситуации. Он решили, что дать взаймы можно, ведь это был сын их учителя. Но тут произошла крупная неприятность - Гийэй проиграл ещё больше и не вернул долга. Ему некуда было отступать, и он пустил слух, будто Оцука украл средства, предназначенные для строительства додзё. Фунакоси-отец просил Оцуку взять руководство над группой студентов одного из вузов, но его отговорил Гийэй. Сын мастера завидовал Хиронори и не мог допустить того, чтобы популярность ученика его отца была выше, чем его личная. Но на мастера каратэ Гийэй не сильно тянул, по крайней мере, сведений о нём, как о человеке, повлиявшем на развитие каратэ (кроме вышеупомянутой истории) о меня не дошло. Оцуке ничего не оставалось делать, как уйти. Это произошло в 1926 году. Создав и зарегистрировав свой стиль, Хиронори больше никогда не называл Фунакоси сэнсэем...
Однако, существуют и другие факты. Как рассказывают разные мастера, Оцука и Фунакоси спокойно и доброжелательно общались и в более поздние периоды, а Фунакоси иногда отправлял своих учеников учиться у Оцуки. Вот так всё запутано...
Согласно ещё одной версии, причиной расхождений стали прежде всего разногласия в понимании техники каратэ. Оцука, будучи мастером дзю-дзюцу, не мог тренировать исключительно ката и простейшие приёмы из раздела кихон-иппон-кумитэ. Фунакоси, по-видимому, слишком мало знал о реальной сути движений ката, и больше внимания уделял философской стороне вопроса, нежели аспектам самообороны. Ещё занимаясь с Фунакоси, Оцука ввёл раздел учебного спарринга якусоку-кумитэ, такие, например, как Идори-но-ката, Тати-ай-но-ката и Сирахатори-но-ката. В мае того же 1924 года он вместе с сэнсэем Фунакоси демонстрировали якусоку-кумитэ на публике.
Оцука также тренировался под руководством Тёки Мотобу, который "на дух не переносил" Фунакоси "с его танцами". Вот с ним-то Оцуке было действительно интересно позаниматься упражнениями, напрямую связанными с поединком. Масафуми Сиомицу, известный мастер Вадо-рю, рассказывал на своих семинарах, проводимых в Европе, что Оцука в свою очередь, научил Мотобу некоторым приёмам дзю-дзюцу.


Почти такую же стойку использовал Тёки Мотобу


Мотобу, кстати, приходил "в гости" к Фунакоси и бросил ему вызов. Но в бой вступил не он, а дзюдоист, которого Тёки привёл с собой. Мотобу требовал, чтобы Гитин показал, как он может освобождаться от захватов. Дзюдоист (это был молодой, крепкий парень) схватил основателя Сётокана за отворот кимоно, а тот попытался ударами предплечий сбить захват, но безрезультатно. Зато Оцука восстановил престиж учителя, без труда одолев дзюдоиста. Но ведь он долго занимался дзю-дзюцу...
В это время Оцука и решился практиковать свободный спарринг (дзию-кумитэ), которая вскоре овладела умами последователей каратэ других стилей. Кто был новатором, Оцука или Гогэн Ямагути (Годзю-рю), мне доподлинно неизвестно. Этот вопрос остаётся спорным. В любом случае, 30-ые годы ХХ века стали отправной точкой в развитии спортивного каратэ. Говорят, Гитин просто не мог переносить даже вида свободного кумитэ. Появившись однажды в одном из университетских клубов и увидев своих учеников спаррингующими в защитном снаряжении кэндо, он повернулся и вышел. Больше с этими людьми он не хотел общаться… Однако с Оцукой у него остались прежние дружеские отношения. Об этом говорят многочисленные фотографии.

 


<<Назад    Дальше>>