Часть
вторая. Где нашёл, там и потерял
Однажды (дело было в 1922 году) Хиронори заинтересовала заметка
о посещении крон-принцем Хирохито острова Окинавы. В газете упоминалось
о том, что на официальной церемонии окинавцы демонстрировали ему
старинные танцы и неизвестное деселе искусство "туди" или "каратэ".
Оцука был заинтригован. Ему ещё не приходилось видеть такого стиля.
Но приезд некоего школьного учителя Гитина Фунакоси в Токио обещал
быть интересным, ведь пригласили его как раз для демонстрации этого
самого "каратэ".
Выяснив, когда и где пройдут показательные выступления приезжего
учителя, Оцука пришёл на презентацию. И ему очень понравилось то,
что показал мастер Фунакоси. Вскоре он уже прилежно посещал тренировки
в Мэйсэйдзюку додзё (Фунакоси жил и преподавал в Мэйсэйдзюку - общежитии
студентов, выходцев с Рюкю). Дружба с мастером стала отправной точкой
создания стиля Вадо-рю, который появился спустя много лет… А пока
Хиронори занимался и размышлял, как лучше объединить в единую систему
технику дзюдзюцу и каратэ. Он даже появился на фото в книге Гитина
Фунакоси "Каратэ-до Кёхан", которая была опубликована в 1935 году.
Несколько приёмов
из "Каратэ-до Кёхан"
В сентябре
1924 года Оцука сопровождал Фунакоси во время их визита в зал для
занятий кэндо, что располагался в университете Кэйо. С собой у них
было рекомендательное письмо от профессора Касуи, поддержкой которого
они заручились. В этот самый, момент, когда они прошли в додзё,
занятия вёл мастер кэндо и дзюдзюцу Ясухиро Кониси. Он поинтересовался,
чем незнакомцы собираются заниматься. Он никогда прежде не видел
Рюкю кэмпо тотэ-дзюцу, как назвал своё искусство мастер Фунакоси,
поэтому и попросил продемонстрировать, что это такое. Кониси тоже
загорелся идеей заниматься каратэ и вскоре при его помощи был основан
первый студенческий клуб каратэ. Первый и в Японии, и, естественно,
в мире.
Со временем каратэ стало набирать популярность. Вместе с дзюдо оно
постепенно вытесняло дзю-дзюцу, поэтому Оцука сосредоточил своё
внимание на пропаганде каратэ. Но в скором времени он начал также
консультироваться у Кэнвы Мабуни, который в 1928-29 годах жил в
Токио, о значении тех или иных движений ката: Фунакоси был не в
состоянии объяснить многое, а понимать суть для Оцуки было очень
важно.
В то время он работал в Кавасаки-банке в квартале японской столицы
Симодатэ. Но, когда в 1925 году умерла его мать, он уволился. Несмотря
на то, что много времени приходилось уделять организационной работе
по пропаганде каратэ, он продолжил работать по специальности врача,
лечащего спортивные травмы. И в это же время он основал ряд клубов
в столичных вузах, таких как токийский университет (1929 год) и
Колледж зубных врачей.
Оцука мечтал съездить на Окинаву, но Фунакоси отговорил его. Конечно,
"основателю современного каратэ-до" было совершенно невыгодно ,
чтобы его ученики, посетив "колыбель" этого грозного воинского искусства,
выяснили, каким бывает уровень многих других мастеров, среди которых
Фунакоси не блистал. Причиной разрыва Оцуки и Фунакоси могла стать
и та история, которую рассказывает Дзиро Оцука, сын мастера. По
увольнении из банка Оцука получил довольно большое выходное пособие,
из которого часть потратил на уплату членских взносов за занятия
в группе Фунакоси, а оставшиеся деньги хотел оставить на постройку
додзё для своего наставника. И он, и другие ученики копили деньги.
Старшему сыну Гитина, Гийэю Фунакоси, требовались деньги, и немалые.
Вот только не на постройку зала. Он много проиграл в азартных играх,
поэтому выпрашивал взаймы у Оцуки. Тот собрал старших учеников и
спросил у них, что бы каждый сделал в такой ситуации. Он решили,
что дать взаймы можно, ведь это был сын их учителя. Но тут произошла
крупная неприятность - Гийэй проиграл ещё больше и не вернул долга.
Ему некуда было отступать, и он пустил слух, будто Оцука украл средства,
предназначенные для строительства додзё. Фунакоси-отец просил Оцуку
взять руководство над группой студентов одного из вузов, но его
отговорил Гийэй. Сын мастера завидовал Хиронори и не мог допустить
того, чтобы популярность ученика его отца была выше, чем его личная.
Но на мастера каратэ Гийэй не сильно тянул, по крайней мере, сведений
о нём, как о человеке, повлиявшем на развитие каратэ (кроме вышеупомянутой
истории) о меня не дошло. Оцуке ничего не оставалось делать, как
уйти. Это произошло в 1926 году. Создав и зарегистрировав свой стиль,
Хиронори больше никогда не называл Фунакоси сэнсэем...
Однако, существуют и другие факты. Как рассказывают разные мастера,
Оцука и Фунакоси спокойно и доброжелательно общались и в более поздние
периоды, а Фунакоси иногда отправлял своих учеников учиться у Оцуки.
Вот так всё запутано...
Согласно ещё одной версии, причиной расхождений стали прежде всего
разногласия в понимании техники каратэ. Оцука, будучи мастером дзю-дзюцу,
не мог тренировать исключительно ката и простейшие приёмы из раздела
кихон-иппон-кумитэ. Фунакоси, по-видимому, слишком мало знал о реальной
сути движений ката, и больше внимания уделял философской стороне
вопроса, нежели аспектам самообороны. Ещё занимаясь с Фунакоси,
Оцука ввёл раздел учебного спарринга якусоку-кумитэ, такие, например,
как Идори-но-ката, Тати-ай-но-ката и Сирахатори-но-ката. В мае того
же 1924 года он вместе с сэнсэем Фунакоси демонстрировали якусоку-кумитэ
на публике.
Оцука также тренировался под руководством Тёки Мотобу, который "на
дух не переносил" Фунакоси "с его танцами". Вот с ним-то Оцуке было
действительно интересно позаниматься упражнениями, напрямую связанными
с поединком. Масафуми Сиомицу, известный мастер Вадо-рю, рассказывал
на своих семинарах, проводимых в Европе, что Оцука в свою очередь,
научил Мотобу некоторым приёмам дзю-дзюцу.
Почти такую же стойку
использовал Тёки Мотобу
Мотобу,
кстати, приходил "в гости" к Фунакоси и бросил ему вызов. Но в бой
вступил не он, а дзюдоист, которого Тёки привёл с собой. Мотобу
требовал, чтобы Гитин показал, как он может освобождаться от захватов.
Дзюдоист (это был молодой, крепкий парень) схватил основателя Сётокана
за отворот кимоно, а тот попытался ударами предплечий сбить захват,
но безрезультатно. Зато Оцука восстановил престиж учителя, без труда
одолев дзюдоиста. Но ведь он долго занимался дзю-дзюцу...
В это время Оцука и решился практиковать свободный спарринг (дзию-кумитэ),
которая вскоре овладела умами последователей каратэ других стилей.
Кто был новатором, Оцука или Гогэн Ямагути (Годзю-рю), мне доподлинно
неизвестно. Этот вопрос остаётся спорным. В любом случае, 30-ые
годы ХХ века стали отправной точкой в развитии спортивного каратэ.
Говорят, Гитин просто не мог переносить даже вида свободного кумитэ.
Появившись однажды в одном из университетских клубов и увидев своих
учеников спаррингующими в защитном снаряжении кэндо, он повернулся
и вышел. Больше с этими людьми он не хотел общаться… Однако с Оцукой
у него остались прежние дружеские отношения. Об этом говорят многочисленные
фотографии.
<<Назад
Дальше>>
|